Декор деревянных ворот с бордюром
В этой инструкции три основных момента: как рисуется бордюр, что делать с провисающими частями и почему аэрозольный клей не обязателен. Трафарет мы выбрали из серии росписи потолков Государственного Эрмитажа что в Санкт-Петербурге. Поскольку размер довольно большой - 85 см по высоте - для экономии мы сделали только половину, тогда как на сайте продается рисунок целиком. Наши трафареты многоразовые, чем мы и пользуемся.
В 2012 году эти деревянные ворота были украшены трафаретом-горизонтом, точно таким же как в этой инструкции. Вот как симпатично и свежо они выглядели тогда.
В течение 10 лет рисунок стойко выдерживал палящее солнце, дожди, грязь от проезжающих машин и сугробы снега зимой. Хотя краска была самая обычная, выдержал он все это довольно неплохо. Однако со временем потерял свою свежесть и контрастность и было решено его сменить. Вот как он выглядел через десять лет, и мы с сожалением его закрашиваем.
Дешевая краска обычно не очень кроящая - то есть достаточно прозрачная. Поэтому после покраски в один слой старый рисунок все еще проступает (справа). Надо красить дважды, дождавшись пока первый слой высохнет.
Стандартный набор для декора трафаретом - сам трафарет, краска (мы взяли обычную водную акриловую краску для стен), инструмент для рисования и то, чем крепить трафарет. Так как рисунок будет одноцветным и большим, то самый лучший инструмент - это поролоновый малярный валик. Крепить трафарет можно аэрозольным клеем, но даже в таком непростом случае как наш (большой трафарет и проблемные места - увидите далее) он совершенно не обязателен. Поэтому мы взяли что нашли - остаток наполовину высохшего малярного скотча.
Крепим трафарет на малярный скотч. Хорошо видно - пластик не прилегает к доскам, между ним и поверхностью местами можно всунуть палец. Это совершенно не страшно, если рисовать правильно - то краска не подтечет под трафарет и линии рисунка будут ровными и четкими. Приклеиваем всего несколько кусочков бумажного скотча, чтобы трафарет не падал и не перекашивался.
Проблема номер один - большие элементы рисунка плохо держатся, отваливаются от поверхности. Если бы ворота можно было бы положить горизонтально - проблемы бы не было. Но они вертикальные. Вариант норме один - взять кусок скотча и приклеить вываливающуюся часть, а потом пятно на ее месте закрасить. Но мы решили попробовать обойтись без этого. Пластик трафарет хоть и тонкий, но достаточно жесткий. Если его прислонить к доскам - он держится сам собой.
Столкнулись со второй проблемой - трафарет оказался шире, чем ворота. Как приклеить его край, точнее - к чему приклеить? Не к воздуху же. Вариант решения номер один - отрезать кусок пластика, чтобы трафарет стал по высоте меньше ворот. В данном случае такое решение возможно - так как узора близко к краю нет. А если бы был? Поэтому делаем так: один кусок скотча клеим к изнанке трафарета, загибаем его на ворота и клеим вторым куском скотча. Держится вполне сносно.
Трафарет успешно закреплен на правой половине ворот. Хорошо видно, что в нижнем левом углу вариант приклеить его изнутри - был единственным способом крепления (не считая аэрозольного клея, которого у нас не было) и он вполне себе нормально сработал. И, кстати, трафарет на правой половине ворот перевернут наизнанку - это видно по наклейке, что приклеена с обратной стороны.
Главное правило трафаретной росписи - краски на валике (или кисти, или губке) должно быть как можно меньше. Только тогда совершенно все равно - прилегает ли трафарет к поверхности или болтается свободно, как у нас в данном случае. Если краски мало, то и подтекать под трафарет нечему. Набираем краску на валик и отжимаем его об одноразовую тарелку.
Если краску не удается хорошо отжать, или есть сомнения в этом. Да в любом случае - хуже не будет, начинаем красить с очень легким нажимом. Первый слой в этом случае получится бледным, но в этом нет ничего страшного. Зато если краски на валике слишком много она потихоньку израсходуется и результат будет отличным. Если в рисунке есть большие открытые области - начать лучше с них.
Чтобы добиться более насыщенного цвета или равномерной прокраски ни в коем случае нельзя набирать на валик или кисть побольше краски. Хорошо прокрасить можно пройдя по одному и тому же месту несколько раз - только так и следует делать. В результате и цвет будет равномерным, и краска не попадет под трафарет.
Мы дошли до проблемного участка - где большой кусок трафарета закреплен только с одной стороны, причем с нижней В итоге он норовит упасть при первой же возможности. Чтобы этого не произошло, можно использовать аэрозольный клей (было бы необходимо, если бы рисовали на потолке), подклеить эту часть маленьким кусочком малярного скотча (тогда нужно было подкрасить это место после завершения всего рисунка) или сделать как мы - просто катать валик здесь с особой осторожностью и обязательно снизу вверх, как бы прикатывая выпадающую часть на место.
Дорисовываем бордюр. Низ рисунка выбранного нами трафарета представляет собой повторяющийся узор, который можно продолжать дальше и дальше. Ворота, на которых мы рисуем, гораздо шире трафарета и мы продолжим нижний орнамент в качестве узкого бордюра по низу ворот. Для этого перекладываем трафарет дальше, совмещая уже нарисованные элементы узора с точно такими же на краю бордюра.
Вот так выглядит второй повтор бордюра. Верхнюю часть трафарета мы не используем, а красим только по нижней части. Прежде, чем перевешивать трафарет желательно подождать минут 10-15 пока краска на нем высохнет (ну или отмыть его от краски, но это сложнее и дольше для большого трафарета), чтобы не испачкать окрашенную поверхность под ним.
До конца створки ворот не хватило буквально одного элемента рисунка. Поэтому сдвигаем трафарет немного и даже не крепим его скотчем - один человек держит, второй быстро докрашивает недостающий элемент.
На второй створке ворот у нас зеркальный рисунок. При заказе на сайте, трафарет состоит из обеих половин. Но мы сделали для себя только одну, поэтому вторую часть надо рисовать трафаретом, перевернутым наизнанку. Но там только что была краска - нужно убедиться, что она достаточно высохла и не испачкает ворота.
Где краски было мало, там она высохла быстро. А где слой толстый - там краска долго остается жидкой и можно очистить такие места салфеткой. Как вариант, если трафарет небольшой, можно было бы смыть эту краску водой. Но с большим трафаретом это не удобно делать.
Вешаем трафарет на левую створку ворот, совмещая с уже нарисованной половиной. Все то же самое .крепим точно так же. Но замечаем ,что ситуация с провисающей частью лошади усугубилась - на ней теперь много краски и она стала тяжелой. Теперь эта часть уже не держится вертикально сама и безнадежно свисает. Надо будет с этим что-то делать.
Вот то самое место с провисающей частью. Ее можно подклеить скотчем или воспользоваться аэрозольным клеем - но мы поступаем проще, и просто придерживаем эту часть рукой, когда к ней подходит валик. И этот способ работает отлично.
Точно так же, как на правой половине, на этой створке ворот внизу рисуем бордюр. Совмещение по крайним элементам узора. Если не получается совместить точно, то это не страшно на бордюрах большого размера - главное тогда не нужно красить повторно ту часть трафарета, которая наложена поверх уже нарисованного орнамента.
И вот он - результат. Нельзя сказать, что он долгожданный, поскольку весь процесс занял с половины шестого вечера до четверти седьмого - сорок пять минут. Могли бы управиться еще быстрее, если бы не нужно было ждать высыхания краски перед переворотом трафарета.
И вот как теперь наши ворота выглядят с другой стороны дороги, включая нижний бордюр. Из недочетов, пожалуй, только то, что бордюр получился не параллельно нижнему краю ворот. Об этом мы сразу не подумали, надо было выравнивать рисунок не по вертикали а по горизонтали. Но в этом месте дорога идет с уклоном, поэтому относительно горизонта бордюр вышел идеально.
Как мы уже неоднократно отмечали, достоинство многоразового трафарета еще и в том, что его можно убрать подальше на тот случай, если со временем рисунок испортится, выгорит, испачкается, подвергнется вандализму - можно будет достать трафарет снова и обновить узор, чтобы он был как новый. Это мы и делаем, даже не отмывая трафарет от краски.